В Венеции плавают, а в Риме стоят в пробках

0
9

В Венеции плавают, а в Риме стоят в пробках

Аэропорт Леонардо да Винчи находится в 26 километрах от центра Рима, в устье Тибра. Отсюда вы сможете добраться до города и на автобусе (5000 лир), и на такси (60000 лир).

Пословица «все дороги ведут в Рим» возникла не случайно. Римские дороги восхищают безукоризненностью. Вся Италия изрезана дорогами, которые строили еще древние римляне. Многие платные и бесплатные автострады, проселочные дороги — их рук дело, кроме разве тоннелей в горах. Впереди римского войска всегда шли инженерные войска, которые пядь за пядью медленно мостили путь. (Это не то что у нас казаки в степи: прискакали, отвоевали кусок земли и ускакали обратно.) Причем, строили не только дороги, но и возводили городки (нужно же где-то было отдохнуть). Так была завоевана практически вся Европа, часть Азии и северной Африки. До сих пор названия главных автострад Италии носят имена знаменитых римских полководцев.

В Рим лучше ехать поездом. Там машина поможет мало, а устать от долгой дороги — потерять на осмотре города. Билеты дешевле лишних двух дней аренды машины, бензина и платы за дороги. Туристические же автобусы менее комфортны, чем местные поезда, да и нет гарантии, что достанутся приличные места, что в автобусе важно.

Между любыми городами есть как платные, так и бесплатные дороги. Разница во времени почти вдвое, причем на Рим и Флоренцию бесплатные дороги идут по серпантинам, а платные по тоннелям — комментарии вообще излишни.

Ж/Д

Обширная национальная сеть железных дорог связывает многие города страны, на севере она более густая, на юге сильнее развит автотранспорт.

В Италии используется шесть типов поездов: «Eurostar», «Eurocity», «InterCity», «Expresso» (останавливаются на главных станциях), «Diretto» (останавливается на большинстве станций) и «Locale» (останавливается на всех станциях). «Eurostar» (ES) — самый дорогой вид поезда, покупать на него билет нужно на определённую дату и час отправления, так как в стоимость билета входит автоматическое обязательное бронирование места. На остальные поезда бронировать место нет необходимости, обычно свободные места есть всегда, за исключением периодов отпусков и праздников (в это время на определённые направления лучше всё-таки бронировать билеты заранее).

На поездах «Interregionale» (IR, останавливается только в районных центрах), «Espresso» (Е), «Diretto» (D) и «Regionale» (R), действует обычный (самый дешёвый) билет, который нужно прокомпостировать перед посадкой в одном из жёлтых компостеров, висящих на стенах в разных точках вокзала. Для поездки на «InterCity» (IC) нужно попросить в кассе именно билет на этот вид поезда — он дороже, и в случае необходимости его можно использовать и на других, более дешёвых, поездах. При поездке на всех поездах, кроме «Eurostar», можно делать промежуточные остановки (допустимая длительность которых зависит от дальности поездки), и потом ехать дальше другим поездом своей или более низкой категории. Срок действия билета указан на нем самом (24 часа, 48 часов и т. д. с момента компостирования).

Билеты можно приобрести заранее, максимум за 2 месяца до поездки, на центральном вокзале или в агентствах под вывеской FS («Ferrovie dello Stato» — Государственные Железные Дороги). Приобретая билеты через туристические агентства, можно избежать очередей. Зарезервировать места можно за один день в туристическом агентстве и за 3 часа на вокзале. Билеты на поездки в пределах 100 км. от Рима можно приобрести в автоматах на станциях.

Для проезда на железнодорожном транспорте действует система льготных проездных. «Carta Verde» (26 евро) предоставляет путешественникам в возрасте до 26 лет право в течение года приобретать билеты со скидкой 15%. «Eurail» предоставляет льготы для перемещения поездами типа «Eurostar». «Italian Kilometric Ticket» (117-181 евро) предоставляет льготы для путешествия семьей при поездках на расстояние до 3 тыс. км. с 20 пересадками.

Автобусы

Система автобусных перевозок весьма развита, но не слишком популярна, так как поездки на поезде значительно дешевле. В городах все остановки междугородного автобуса делаются по требованию. Оранжевые автобусы и трамваи работают с 6 утра до полуночи. Ночные автобусы обозначены буквой «N». Входить в автобус следует в заднюю дверь, а выходить — в середине салона. Билеты на автобусы и трамваи стоят $0,7 и действительны для двух поездок в течение 90 минут. Существуют так называемые «time-limite» билеты, позволяющие за ту же самую цену (около 1 долл. США) сделать три поездки на городском транспорте в течение 1 часа 15 минут. Большинство городов предлагают 1-дневный проездной примерно за $2,35. По отметке компостера определяется начало действия билета. Книжечка из 11 билетов стоит $7. В зависимости от города расценки на транспорт меняются. Туристический билет на один день (BIG) стоит около 3-5 евро и дает право на неограниченные поездки в любом виде общественного транспорта. Билет на неделю («Settimanale» или CIS) стоит 12 евро. Купить его можно только в киосках ATAC. Билеты на городской автобус можно приобрести в газетных или табачных киосках.

ТАКСИ

Машины желтого цвета. На улице поймать такси довольно сложно. Лучше отправиться на стоянку или вызвать машину по телефону. Такси можно заказать по телефону из гостиницы, бара, ресторана или телефона-автомата, по пейджеру (тел. 06-3570, 06-4994, 06-4157 или 06-5551), но придется заплатить и за время, которое такси потратит на проезд к месту вызова. Ночной тариф действует с 22.00 до 7.00 — наценка за километр пробега — $1,76, в обычное время по воскресеньям и государственным праздникам — $0,59. В каждой машине имеется указатель соответствующих расценок на четырех языках. Римское такси берет за посадку и первые 3 километра $4,06 (поэтому короткие поездки на такси в Риме невыгодны), далее — по $0,7 за километр.

В каждом официальном такси есть специальная табличка на английском языке, которая разъясняет дополнительные расценки за багаж, за ночной проезд, в воскресные дни и праздники или за дорогу до аэропорта. Одиноким женщинам прибегать к автостопу не рекомендуется.

Венеция

В Венеции нет дорог, пригодных для прохода автомобилей, а поэтому нет и автомобилей. Единственное средство общественного транспорта — речные трамвайчики (vaporetto). Они берут фиксированную плату – $16,5 за поездку (максимальная продолжительность пути из одного конца Венеции в другой – минут десять). Заказ водного такси по телефону – $4,12. Поездка в гондоле – $120. Свадебная гондола для молодоженов – $300.

Билет на одну поездку стоит $1,47 на маршруте Ь 1, и $2,06 — на всех остальных маршрутах. 24-часовой проездной стоит $8,24, а трехдневный — $11,76. В оплату 24-часового и трехдневного проездных билетов входит стоимость одного места багажа.

Существуют также дорогие водные такси. Они берут фиксированную ставку в $16,5 за поездку (максимальная продолжительность пути из одного конца Венеции в другой — минут 10). Еще $4,12 накидывают за заказ водного такси по телефону.

Знаменитые венецианские гондолы, которые сегодня не являются средством транспорта, а служат туристическим аттракционом, берут за поездку до $120. А роскошные свадебные гондолы для туристов, проводящих медовый месяц, — до $300.

Взять машину в аренду можно только при наличии кредитной карточки и международных водительских прав. Прокат скромной машины обойдется не менее $90 в день. Чем на больший срок арендуется автомобиль, тем ниже будет ежедневная стоимость.

Ограничение скорости на главных дорогах («Strada Statale», SS№) — 110 км/ч, на остальных дорогах вне городов — 90 км/ч (если не указано особое ограничение). Штрафы за вождение в нетрезвом состоянии очень высоки, возможно даже наказание в виде тюремного заключения. Многие заправочные станции не работают после 19.00, 2-3 часа в середине дня, а также закрыты по воскресеньям (на скоростных трассах работают круглые сутки). Использование дорожного сигнала запрещено в местах, где есть знак «zona di silenzio» (зона тишины).

Рим

От аэропорта Да Винчи каждый час ходят электрички до вокзала Термини с 7.38 утра до 10.08 вечера. Позже — вы попали. На вокзале берете такси и за 10 долларов едете на улицу Бонкомпаньи в отель. Только на второй день вы поймете, что Рим — город маленький и поездка эта таких денег никак не стоила. Но чуть раньше вы поймете, что этому городу можно отдать все и это будет ничтожная плата за удовольствие.

Римляне значительную часть своей жизни проводят в «пробках» и различных очередях. Видимо, поэтому многие предпочитают передвигаться по Риму не на машине, а на мотоцикле или мотороллере. Свидетельством тому — автостоянки, где на десяток мотоциклов едва ли приходится один автомобиль (и то не громоздкий мерседес, а компактный «фиат-уно»). Часто приходится наблюдать, как целеустремленные бабульки с развевающимися гривами на мотороллерах резво обходят на поворотах рейсовые автобусы. Для удобства управления транспортом старушки-мотоциклистки надевают столь короткие юбчонки, что любому наблюдательному прохожему можно полюбоваться кружевным бабулькиным бельем. А каково приходится римским пешеходам! Они часто прибегают к экстремальным мерам — объединяются в группы, хватаются за руки и с диким криком перебегают на другую сторону. Одиночки тоже кричат, но дополнительно изо всех сил машут руками. Иногда помогает.

Поскольку в Риме с парковкой всегда проблемы, то машину стараешься приткнуть в освободившееся местечко, которое зачастую расположено прямо под сезонным жильем птиц. Придется долго отмывать автомобиль от въевшегося в лак помета.

Август — это месяц, когда столбик термометра зашкаливает за 40 градусов по Цельсию и запрещен доступ туристических автобусов в Рим. На все экскурсии приходится ездить на метро. В сорок градусов.

Метро и автобусы — важнейшие средства транспорта в итальянской столице. Есть также трамваи. Билеты на автобусы и трамваи стоят $0,7. Они действительны для двух поездок в течение 90 минут. Билеты полагается приобретать заранее (шоферы в автобусах их не продают, за исключением тех рейсов, которые ездят после полуночи. Такие есть только на некоторых маршрутах). Билеты в автобусах полагается компостировать. По отметке компостера и определяется начало «работы» билета. Книжечка из 11 билетов стоит $7.

Metropolitana (так называется римское метро) стоит несколько дешевле: $0,65 за билет или $5,88 за блок из 10 билетов.

Проездные, действительные для метро, трамваев и автобусов, стоят на 1 день — $2,35, а на неделю — $10,59. Метро Рима состоит всего из двух пересекающихся линий.

Лучше пользоваться официальным такси с оплатой по счетчику. Римское такси берет за посадку и первые 3 километра — $4,06 (поэтому короткие поездки на такси в Риме невыгодны), далее — по $0,7 за километр. С 10 вечера до 7 утра действует наценка в $1,76, а в обычное время по воскресеньям и государственным праздникам — $0,59. Есть специальная наценка в $8,82 за проезд в аэропорт Фьюмичино, поскольку он находится за пределами города (вместе с ней поездка обходится примерно в $40).

Милан

Миланское метро (ММ) имеет три линии. Автобусные и трамвайные линии в городе принадлежат муниципальной транспортной корпорации АТМ. И на те, и на другие продаются одинаковые билеты за $0,7. В автобусах и трамваях они действительны на неограниченное число поездок в течение 75 минут с момента первой посадки. В метро билет действителен только один раз.

Проездные на все виды транспорта стоят: на один день — $2,47, на неделю — $5,95.

Схема организации тарифов такси сходна с римской: за посадку и первые 3 километра — $4,4, далее — по $0,7 за километр. Существует система наценок за работу в ночное время и выходные. Миланские таксисты, по итальянским стандартам, считаются «цивилизованными» (честными). Тем не менее проследить, чтобы счетчик при посадке был сброшен до нуля и включен, даже здесь — не лишнее.

Неаполь

Наверняка многие помнят старые итальянские фильмы, где муж с женой постоянно жутко орут друг на друга, у них с десяток детей, а из окон квартир постоянно выливают помои. Так вот это и есть Неаполь. А какое там дорожное движение! Мало того что машины не пропускают пешеходов и летят как сумасшедшие, так там нет ни одного светофора! Карабинеров не сыщешь днем с огнем.

Неаполь — третий и последний город Италии, имеющий метро. Передвигаться по Неаполю можно на подземке, автобусах, трамваях и фуникулерах. Билеты на все стоят $0,59. В автобусах и трамваях они позволяют кататься сколько угодно в течение часа, на подземке и фуникулере — проехать один раз. 24-часовой проездной стоит всего $1,47.

Классический трюк неапольских таксистов — заявить, что счетчик сломан. Эта уловка настолько распространена, что, будучи иностранцем, вы вряд ли когда-нибудь прокатитесь по счетчику, по фиксированным тарифам. Поэтому договаривайтесь о цене заранее, исходя из расчета $4-5 за 3 километра.

Флоренция

Единственный вид городского транспорта — автобусы. Билеты стоят $0,7 на час, $0,88 — на 2 часа. 24-часовой проездной — $2,94.

Такси берет за посадку и первые 3 километра — $4, далее — по $0,7 за 1 километр.

Палермо

В городе сицилийской мафии простые люди передвигаются на автобусах. Билеты на один час стоят $0,88.

Такси стоит $3,5 за посадку и первые 3 километра. Более дальние поездки обычно и не нужны, но если случится — 0,6 за 1 километр.