В Египте ездят как попало и на чем попало

0
2

В Египте ездят как попало и на чем попало

В центральной части курортов вдоль побережья ходят маршрутные микроавтобусы. Стоимость проезда — обычно 1 фунт с человека в одном направлении.

Необходимо обязательно предварительно договориться с водителем о сумме оплаты. Такси на курортах можно нанять за 15-20 LE днем и за 20-25 LE ночью (в Каире такси значительно дешевле). Брать автомобиль напрокат не рекомендуется из-за слабой дисциплины на дороге, которую охотно демонстрируют местные водители. Особенно это касается Каира.

Внутренние авиаперевозки осуществляются компаниями «Иджипт-Эйр» (Egypt Air, самая крупная), «Зас» (ZAZ) и «Эйр-Синай» (Air Sinai), при этом цены на перевозки у всех примерно одинаковы. Уровень сервиса в целом достаточно высокий, хотя на наиболее оживленных туристических маршрутах иногда случаются непредвиденные задержки.

Железнодорожный транспорт — самый экономичный способ перемещения во внутренних районах страны, особенно в долине Нила между Александрией и Асуаном. Так как спальные места в вагонах первого класса обычно резервируются за египтянами, туристам рекомендуется приобретать билеты в специальные спальные вагоны. По цене такие билеты близки к авиационным тарифам, но при поездке на среднее расстояние выходит значительно дешевле. В стоимость билета обычно включены завтрак и обед. Билеты в вагоны второго класса значительно дешевле, но уровень сервиса там откровенно невысок, не говоря уже о наличии работающих кондиционеров или прохладительных напитков, что в условии местного климата немаловажно. При покупке билета в первом классе на рейсы из Каира или Луксора, следует зарезервировать места заранее, так как нагрузка на эти линии очень высока и часто билетов просто не хватает.

Междугородные автобусы связывают между собой большинство курортных районов и крупные города. Это достаточно быстрый и недорогой вид транспорта, при поездке на малые расстояния они значительно выигрывают в скорости у поездов. Большая часть перевозок осуществляется двумя видами автобусов: «Baladis» (местные маршруты, автобусы обычно находятся в достаточно ветхом состоянии) и «Tourist Bus» (более дорогие маршруты, машины достаточно современные и оснащены кондиционерами). Билеты приобретаются в кассах автовокзалов, при этом можно зарезервировать места в проходящих автобусах, следующих из других населенных пунктов. При поездке на местных автобусах следует учитывать, что все водители (в том числе и автобусов) постоянно нарушают скоростной режим, идут на рискованные обгоны и энергично маневрируют даже в достаточно простых ситуациях, что может немало попортить нервы пассажирам.

Маршрутные такси (обычно это микроавтобусы или автомобили повышенной вместимости) называются «сервисс» и считаются самым дешевым видом транспорта на малые расстояния. Машины ожидают пассажиров в специально отведенных для этого местах и отправляются по мере наполнения салона. На маршрутах Каир-Александрия и Каир-Суэц интервал между отправлением буквально не превышает 5 минут. Во многие внутренние районы, особенно — в малопосещаемые туристами, часто ходит лишь один микроавтобус в день, и отправляется он обычно только рано утром. Стоимость проезда фиксированная и не обсуждается, но если в машине остались пустые места, пассажирам приходится их оплачивать.

В Верхнем Египте, из соображений безопасности, иностранцам иногда не рекомендуется пользоваться услугами маршрутных такси. Сообщения об этом публикуются в местных СМИ или сообщаются представителями администрации отеля.

Достаточно хорошо развит в стране и водный транспорт. Оба морских побережья страны обслуживаются большим количеством каботажных судов и катеров. В районе основных морских курортов перевозки осуществляют и многочисленные частные суда и лодки. Нил и озеро Насер «обслуживают» фелюги и круизные теплоходы. Теплоходы достаточно быстроходны и комфортабельны, билеты на них проще всего приобрести в туристических агентствах. Фелюги можно нанять прямо в порту или договориться в тех же туристических агентствах, многие из которых имеют постоянный штат проверенных владельцев судов. Стоимость проката фелюги обычно около 25 фунтов с человека за сутки. Часто в стоимость включено и питание. Если пассажиров больше, чем стандартно вмещает судно, взимается доплата за каждого дополнительного пассажира (около 30 фунтов).

В Каире функцию общественного транспорта выполняют автобусы, метро и такси. Автобусы — самый дешевый вид транспорта, но воспользоваться ими достаточно сложно — маршруты обозначаются арабским тестом, водители останавливают машины для высадки на очень краткое время, поэтому успеть разобраться — куда и как следует машина для европейца практически нереально. В часы пик автобусы переполнены.

Такси тоже достаточно недорогое и обычно действуют не только в пределах какого-то определенного города, но и на междугородных маршрутах. Местные таксисты часто подсаживают в машину сразу нескольких пассажиров, едущих в одном направлении. Во всех машинах есть счетчики, но обычно они или не включаются, или цена называтся независимо от их показания, поэтому о стоимости поездки следует договориться заранее.

Каирское метро довольно современное (открыто в 1987 г.) и чистое, на каждом углу стоят регулировщики, осуществляющие посадку и высадку пассажиров. Есть раздельные (!) женские и мужские вагоны. Цена билета независимо от расстояния — 0,3 фунта. Время работы — с 5.30 до 1.00.

Аренда автомобиля достаточно проста. Все крупные международные компании, занимающиеся прокатом автомобилей, имеют свои отделения в Каире и других крупных городах. Отделения прокатных компаний есть в большинстве крупных отелей и в аэропортах. Чтобы взять автомобиль напрокат, надо быть не моложе 25 лет, иметь международные водительские права и кредитную карточку.

Автомобильное движение правостороннее. Дорожная сеть в стране развита неравномерно. Главные дороги поддерживаются в хорошем состоянии, но даже на центральных трассах попадаются ухабы или вышедшее на полотно стадо верблюдов. Движение на большинстве дорог достаточно интенсивное, особенно в утренние и вечерние часы. Местные водители любовью к ПДД явно не отличаются и ездят достаточно своеобразно. Машины, идущие в противоположных направлениях, прижимаются к правой стороне и освобождают широкое пространство посередине дороги для обгоняющего их автомобиля. Некоторые водители надолго занимают образовавшийся таким образом «коридор» и едут по нему (часто на максимально возможной скорости) до тех пор, пока не помешает встречный автомобиль. Звуковые сигналы используются практически неограниченно, многие машины имеют достаточно ветхое состояние, частично неработающие габаритные огни или прогоревший глушитель, что тоже не облегчает передвижение рядом с таким немилосердно коптящим агрегатом. Бензин в стране по-прежнему относительно дешев (около 1 фунта за литр).

Главный — Ramses Railway station — находится на площади

Ramses (метро «Рамсес»). Площадь собирает автобусы и маршрутки со всего

города. Если вы хотите подсесть на поезд без особых хлопот, сядьте на иных

станциях: на юг, в Асуан — пл.Гиза (метро «Гиза»), на север — пл.Шубра

(метро «Шубра»). Там останавливаются все поезда, а некоторые бичевозы даже

имеют конечную там, не доезжая до вокзала.

Городской автобус — 25 пиастров (1 рубль); проезжает 10-15 километров в

час из-за пробок. Маршртука — 50. Метро в Каире — 75 пиастров.

Кока-кола 50 пиастров 0.33 л. Финики и бананы 1-2 фунта килограмм, манго

от 4 фунтов, фуль 1 фунт, носки 3.50, покурить кальян стоит 75 пиастров.

Большой торт 30 фунтов, виноград и лимоны 2 фунта килограмм, дыни и арбузы

1.20, апельсины 2.20, газировка полуторалитровая 4.75.

Недороги местные «бичевозы» — пригородные и местные поезда (это считается

«третий класс»). В них курсирует туда-сюда билетер, но билеты у него чуть

дороже, чем в кассах на вокзале. Подробнее см. в главе «Ж.д.»


КАИР

Каир — перенаселенный город, и центр его почти всегда забит автомобильными пробками. Поэтому путешествовать по историческим районам лучше пешком или на такси, которые очень дешевы. На каирских такси установлены оранжевые пластинки, это означает, что у водителя есть соответствующая лицензия. Стоянки такси расположены у всех крупных гостиниц и на площадях, впрочем, останавливать машины можно в любом месте и в любое время. Об оплате следует договариваться заранее. Чаевые платить не принято. На автобусах лучше не ездить, потому что они вечно переполнены и в этой толчее бесчинствуют карманные воры и сексуальные хулиганы. Однако некоторые автобусы проходят по маршрутам, которые могут заинтересовать туриста: 400-й следует из аэропорта в центр города, 66-й — от гостиницы Hilton на площади Тахрир и потом до Хан аль-Халили, 72-й — от Hilton до Цитадели, 800-й и 900-й — от Мугамаа на площади Тархир до пирамид, 24-й — от Тархир до статуи Рамзеса, в Аббасию и Рокси, 27-й — от Тархир до статуи Рамзеса в Аббасию и аэропорт, 82-й — от Тархир к пирамидам. Билет на каирский трамвай стоит меньше одного фунта, ходит этот вид транспорта с интервалом в несколько минут с 5.30 до полуночи. Станции каирского метро обозначены круглыми знаками с буквой «М». Поезда идут с севера на юг из района Гелиополиса до Хелуана через центр.

Машину то и дело обгоняют местные лихачи, выделывая немыслимые пируэты. Своим боковым зеркалом разбить ваше — вполне обычная ситуация.

В метро вход происходит по карточкам, кои надо вставлять в автомат на

входе, а потом на выходе (и турникет их съедает). За правильностью

процесса следят многочисленные полицейские. Проезд — 75 пиастров. Имеется две линии, поезда разной конструкции.


АВТОСТОПЩИКАМ И ПРОСТО САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ

Почти все 60-миллионное население Египта сконцентрировано в долине

и дельте Нила. Еще чуть-чуть живет на побережьях, и менее 1% — в нескольких оазисах пустыни. Остальная часть страны совершенно необитаема.

Такое распределение людей отражается на автодорожной сети. В стране всего пять основных дорог:

А) Главная дорога страны, вдоль Нила: Каир — Асьют — Кена

— Луксор — Идфу — Асуан — Абу-Симбел. На многих участках

идет по обоим сторонам реки. Красивая дорога, непрерывно идут зеленые

поля, пальмы, огороды, деревушки. На полях вы узрите египетских крестьян

— феллахов. Вдоль этой трассы проживает несколько десятков миллионов

человек.

Б) По северному берегу, от Ливийской к Палестинской границе (через

Александрию).

В) По восточному берегу: Суэц — Хургада — Кусейр — Марсаалам

и т.д.; красивые места, море и горы. Посты и поселки редки, машин

хотя и мало, автостоп быстрее, чем вдоль Нила.

Г) По южному берегу Синая: Суэц — Шарм-эль-шейх — Нувейба

— Таба; часты деньгопросы.

Д) «Оазисное кольцо»: Каир — Бахария — Фарафара —

Харга — Асьют. 1200 км по настоящей пустыне Сахара с огромными

расстояниями между деревнями.

Кроме этих пяти дорог, существует пять «срезок», соединяющих параллельную Нильскую и хургадскую дороги (оживленная трасса Каир-Суэц; дороги на Заафарану, на Сафагу, на Кусейр, на Марсаалам), много коротких, но оживленных дорог в дельте; дороги в отдаленный оазис Сива и дорога-срезка на Синае, по которой вы можете попасть в монастырь святой Екатерины. Вот,

собственно, и все.

Все упомянутые дороги асфальтированы. Всюду существует поток машин. Больше всего машин на Нильской дороге, они идут почти непрерывно.

Дорога вдоль Красного моря поглуше. Поток машин невелик, там можно простоять и пару часов; населенные пункты точечно-мелкие, далекие друг от друга. Так же глуховаты срезки, особенно египетский хайвей N 99 Идфу-Масаалам). Оазисное кольцо еще глуше, там тоже можно простоять пару часов, расстояния между соседними деревнями порой трехзначные, а людей и машин там мало. Путешествие автостопом по Египту было бы наиболее быстрым и приятным занятием, если бы не одно «но»: путешестововать автостопом в Египте запрещено!

На практике это, конечно, можно. Но обильные посты местного ГАИ, особенно вдоль Нила в южной половине Египта, делают путешествие сие сложным. Гаишники часто высаживают автостопщиков из машин, и запихивают их в проходящие автобусы, которые к тому же и оказываются деньгопросами,

но вне поста высадить вас не могут. Или вас сажают в патрульную машину и везут под конвоем 20 км до следующего поста. Или везут в город, пытаясь посадить на поезд или успать в гостиницу. Или, подумав, все же стопят другую машину и сажают вас в нее. Особо трудно ездить автостопом в долине Нила в южной половине Египта, где много постов.

Автобусы, как правило, останавливаются, но просят денег. Проезд в них — только на сидячих местах. Стоячие пассажиры и проезд на крыше запрещены. Автобусы цивильные. Бензин дешевый. Билеты на автобус недорогие.

ПОЕЗДА

Каир — Асуан (879 км).

В Египте много отличных железных дорог, но для интуристов позволено кататься лишь по одной ж.д. линии: Александрия — Каир — Луксор — Асуан, где ходят всего три экспресса с кондиционером. Первый идет в 7 утра, два других — поздно вечером и прибывают в Асуан наутро. Поезд с кондиционером имеет вагоны первого и второго класса, а также вагоны-люкс. Проезд от

Каира до Асуана во втором классе стоит около $7 на дневном рейсе и $9 на ночном; первый класс $13, а VIP — $50. Поезд идет быстро — до Асуана всего 10 часов. Несколько раз в пути проходит контроль. Одевайтесь теплее — там бывают очень мощные кондиционеры, как в вагоне-холодильнике.

Местные жители пользуются местными поездами. Это удовольствие дешевле: от Каира до Асуана менее $2. Эти местные поезда, останавливающиеся у каждого столба, обшарпанные, подобны нашим электричкам. Там ходит билетер-кассир. Расписание этих поездов вывешено только по-арабски. Иностранцам билеты на эти поезда не продают. Выход такой: ожидая поезд, скрывать ото всех, куда ты едешь; на вопрос: мистер, куда вы едете? отвечать: я пока не знаю, еще не решил и т.п. При подходе бичевоза садиться в него, и обилечиваться там. Это на 1 фунт дороже, но в кассах вам скорее всего откажут, и даже сдадут ментам и постараются впихнуть в цивильный поезд.

Можно опоздать на «VIP»-поезд и прыгнуть в поезд для людей. Например, из Каира в 7.50 (время по станции Гиза) отправляется поезд «VIP», а за ним в 8.05 следует поезд «бич» до самого Асуана. Причем буржуй-поездов не будет до самого вечера. Всего на каждом из участков проходит около 20 поездов в день. Из них половина дорогие, другие дешевые. Вид поезда указан в расписании особым значком: если нарисован вентилятор, это дорогой поезд; если написано

«III», то это поезд весь из вагонов третьего класса; если останавливается на всех станциях, то это бичевоз.

Пригородные поезда ходят на всех участках, имеют категорию «бичевоз» и останавливаются у каждого столба. Пересадки из надо делать в таких местах: Каир, 4 собаки в день до Аль Васта, 4 до Махагха, 5 до Эль-Минья, 5 до Асьюта, 6 до Сохага, 4 до Наг Хамиди, 3 до Луксора, 4 до

Идфу, 4 до Асуана, 6 в день до Саад-Аль-Али (плотина).

Официальная стоимость проезда из Каира на местном поезде (станция, км, цена в третьем классе народного поезда и во втором классе народного поезда):

Гиза — 13 км — 0.75 — 1.50,

Аль-Васта — 92 — 2.00 — 5.00,

Мгатха — 180 — 3.50 — 8.50,

Эль-Минья — 247 — 4.75 — 11.50,

Асьют — 375 — 6.50 — 16.00,

Сохаг — 435 — 7.25 — 17.50,

Наг Хамиди — 553 — 8.25 — 20.50,

Луксор — 681 — 9.50 — 23.50,

Идфу — 776 — 10.25 — 25.50,

Асуан — 879 — 11.25 — 27.00,

Саад-Аль-Али — 895 — 11.25 — 27.50.

Возможно, это самые дешевые поезда в Африке. Пока это так, спешите воспользоваться.

Кроме линии Александрия-Каир-Асуан, имеется также тщательно скрываемая от иностранцев сеть поездов в Дельте Нила и также от самой ливийской границы до Суэца. Все расписания вывешены на ж.д.вокзалах, но только по-арабски. Купите на вокзале книгу расписаний поездов (3 фунта); когда спросят, для чего оно вам, скажите: как сувенир. Затем расшифруйте его

самостоятельно или с помощью друга, владеющего арабским. Приходите на вокзалы незадолго до отправления поезда.

Само путешествие в поезде третьего класса в Египте весьма прикольно. Вы увидите разные вещи и товары, всех видов, перевозимые и продаваемые в поезде. Каждый поезд сопровождает полиция, и вас скорее всего возьмут под охрану и посадят на специальное место «для ментов». Не удивляйтесь. Билетер, ходящий по вагонам, выпишет вам билет или выбьет его на маленьком

кассовом аппарате. Если стоимость проезда окажется сильно выше ожидаемой, не приобретайте билет и выходите из поезда: значит, вы сели в цивильный поезд для иностранцев.

ЗАПРЕТЫ

В Египте (особенно в южной его половине) запрещено: (1) путешествовать автостопом, (2) ночевать на морском берегу или в других природных местах, (3) вписываться к местным жителям. В принципе, это все, конечно, можно, только власти, если узнают, стараются помешать. Распространено стукачество.

Все запреты действуют неравномерно по территории страны. Особенно на Синае, в районах Луксора и Асуана. Южнее Асуана раньше вообще было запрещено ездить (иностранцам), только на

самолете. Теперь в Абу-Симбел вас на автобусе еще пустят, а вот южнее, на Судан, категорически нельзя ни автостопом, ни автобусом. Побережная дорога также не вся открыта: лишь до Марсалама. Южнее Марсаалама пост обойти трудно, и что находится на юге, никому не известно. Чтобы поехать туда, нужна специальная дополнительная виза, выдаваемая в Каире. С ней вы можете проехать еще 100 километров, до п.Беренис, но права достичь Судана по побережью она не дает. Попасть в Халайб, видимо, невозможно ни с суданской, ни с египетской стороны, даже с визами обоих стран. Египетско-суданскую границу совсем нельзя легально пересечь посуху — это запрещено строжайще (хотя вероятно, что местные контрабандисты это регулярно делают, а также экспортируются из Судана в Египет своим ходом верблюды). Раз в неделю ходит паром Асуан (Египет) — Вади-Халфа (Судан).

Запрещено, находясь на Синае вблизи границы с Палестиной, покидать основную трассу, ходить на море купаться и т.п. Нельзя также ночевать в городских церквях и иных святых заведениях

в черте города, особенно в южном Египте. А вот христианские монастыри, находящиеся в удаленных от полиции и цивилизации местах, вполне добродушно принимают путников.


Велосипедистам, приятно будет отметить, что египетские водители очень миролюбивы и доброжелательны. На вас не будут кричать, если вы замешкаетесь, или создадите небольшую пробку. Во многих фирмах вы можете взять машину в прокат, например в Шейхе, а сдать обратно в Каире или Хургаде без дополнительной доплаты за обратный перегон. Ночью в пустыне и в горах движение практически полностью прекращается.

Выбраться из Каира пешком невозможно, а автостопом — довольно трудно. Городской автостоп хотя и возможен, но затруднен обилием машин, таксистов, многоуровневых развязок в городе, египтян-хелперов, повозок, телег и продавцов. Поэтому удобнее выехать из города автобусами,

маршрутками. На Суэц — ищите на пл.Рамсес маршрутки в Гелиополис, а оттуда по шоссе Sharia El Thawra на восток до развязок объездной (20 км от центра).

На оазисы — трасса в район Пирамид (Sharia El Ahram). На этой же улице Ахрам (или Харам, она же Пирамидс роад) есть отличный супермаркет, принимающий даже кредитные карточки. Супермаркет будет по левой стороне, если ехать из центра.

Трасса на Александрию идет от метро Шубра, а на юг — езжайте в район Маади на метро (юг длинной ветки).

Каир имеет огромную объездную, только плотность развязок на 1 км здесь меньше. Все выезды из Каира поражают большим потоком машин.


ХУГАРДА

Добраться до центра города (downtown), где расположено большинство магазинов, можно на микроавтобусе за один-два фунта или на такси за 10 — 20 фунтов — в зависимости от расстояния. Можно взять автомобиль напрокат, но ездить, кроме как в downtown, некуда. Простенькие «Фиат-уно» или «Тойота» обойдутся в $35 — 40 за сутки. Джип — $100. Однако в этом деле существуют уникальные египетские хитрости. Машины, взятые напрокат, не страхуются! Случись что, самый маленький ремонт обойдется минимум в $300. Даже если машина заглохла по дороге совсем не по вашей вине.