Не Гауди единым создана Барселона. Рамбла.

0
1

Не Гауди единым создана Барселона. Рамбла.

Гауди прославил Барселону на весь мир, но ее современный облик создавал не он один. Каталонский ренессанс, пришедшийся на вторую половину XIX века, подарил городу и миру блестящую плеяду талантливых архитекторов, скульпторов, художников, достаточно назвать имена Дали, Миро, Пикассо. В Барселоне — культ фонарей. Каждая улица в центре имеет свой собственный, специально для нее созданный «фонарный наряд». Фонарям уделяется не меньше внимания, чем домам и паркам.. Чтоб далеко не ходить, возьмем того же Гауди, чей первый (единственный) государственный заказ был как раз на фонари для Королевской площади. Согласно своей, тогда уже сформировавшейся эстетике, он создал их древовидными. Власти проект приняли, и фонари Гауди красуются на площади и сейчас.
Барселонские улицы отданы на откуп пешеходам, при том, что движение там очень интенсивное. В отличие от парковых магистралей Нью-Йорка, где бабушки выгуливают внучат, а старики сражаются в домино на узкой полоске земли, обдуваемой со всех сторон выхлопными газами, в Барселоне авто вытеснены на обочину, а пешеходам отдана вся ширина улицы, превратившейся в променад. Улицы на пересечениях вливаются в круглые площади, в центре которых — либо фонтан, либо памятник какому-нибудь знаменитому деятелю. И всюду цветники, газетные киоски и удобные скамейки, что важно, особенно для туристов. Ибо многочасовые прогулки по Барселоне с ее лестницами, подъемами и спусками — довольно утомительная работа. Барселона лежит у подножья Пиренеев. Кое-где улицы даже оборудованы эскалаторами. В Барселоне есть канатная дорога, метро и автобусная сеть. Тротуары выложены разноцветной дизайнерской керамической плиткой, так что, смотря себе под ноги, вы тоже не соскучитесь. Барселона нарядна. Недаром ее называют «гостиной Испании».
Вопреки сложившемуся мнению, каталонцы исключительно приветливы и доброжелательны к приезжим. Правда, с английским у них не очень, но они возмещают этот недостаток оживленной жестикуляцией и искренним желанием помочь. Не то, что французы, которые, даже если и понимают, не покажут вида.

Есть в Барселоне и наши. С ними связан один полукомический эпизод, косвенное участие в котором принимал Христофор Колумб. В отличие от Нью-Йорка, не имевшего чести, по молодости лет, быть лично знакомым с великим мореплавателем, Барселона может похвастать тем, что Колумб, открыв Америку, прибыл в Барселону на аудиенцию католических королей, где был принят с подобающим почетом. Барселонские власти вспомнили об этом событии несколько столетий спустя, в канун Первой всемирной выставки 1888 года, когда Барселона лихорадочно принаряжалась, как невеста перед венцом. Вспомнили — и воздали долг великому соотечественнику, водрузив у самого моря, в конце знаменитой Рамблы, 83-метровую колонну, на вершине которой Колумб указует перстом на море, как бы говоря: вот откуда грядет слава Испании, владычицы морей. Так вот, у пышного подножья памятникадвое молодых ребят из «наших» обсуждали, что может означать граффити НА, который какой-то вандал вывел на камне. Граффити — редкая вещь в Барселоне, на него невольно обращаешь внимание. Один из парней сказал о неизвестном художнике: «Он не дописал. Послал НА, а куда — не сказал». На самом деле это буквенное сочетание обозначает HOTEL- APARTMENT и значится на многихгостинницах полудомашнего типа. Они встречаются гораздо чаще, чем «М» на американских предприятиях общепита.

Хотя бы один день стоит отдать Рамбле. Рамбла — это все равно, что в Одессе — Дерибасовская и Невский проспект в Петербурге. Она начинается с площади Каталонии и впадает в Средиземное море. Если площадь Каталонии — сердце Барселоны, то Рамбла — ее артерия, ее сущность и средоточие. Когда-то на этом месте было высохшее русло реки, вдоль которой шла крепостная стена XIII века.. Уже в XVIII веке , когда стена потеряла свое оборонительное значение, ее снесли, оставив для памяти фрагменты. Рамбла выплеснулась на простор. За счет бывшей стены расширили примыкающую к улице Королевскую площадь, ту самую, которую Гауди украсил своими ветвистыми фонарями. Рамбла — театральный район Барселоны, где размещены два самых больших ее театра: Главный (так и называется) и Лицей, который сейчас находится на реконструкции. На Рамбле находится Королевская Академия науки и искусства, здание табачной филиппинской компании, Вифлеемский храм — один из немногих образцов архитектурного барокко в этом модерново-готическом городе. На Рамбле же находится дворец Гюэль — ранний шедевр Гауди, жилой дом, созданный по заказу его друга, фабриканта и финансового магната Эусебио Гуэля. Гуэль финансировал многие проекты Гауди, но навечно его имя связано с парком Гуэль — шедевром Гауди, который причисляют к «чудесам света». Из музеев, расположенных на Рамбле, особенной популярностью пользуется Музей эротики, очевидно, из соображений нравственности не включенный в путеводитель. Вход в музей достаточно дорогой — 10 долларов , причем без всяких скидок пенсионерам и держателям редакционных и прочих удостоверений. Хозяева резонно полагают, что если человек идет в такой специфический музей, значит, он в состоянии заплатить требуемую сумму. Рамбла — не только архитектурный музей под открытым небом, это и театр под открытым небом. Вдоль всей улицы до монумента Колумбу недвижно на своих постаментах застыли фараоны, мумии сфинксы и прочие монументы. Когда кидаешь монетку — они оживают и кланяются. Фотографировать их можно только за деньги. Некоторые, уйдя на четыре часа на сиесту (это вам не американский ланч по-быстрому), оставляют свои постаменты и коробочки. Прохожие понимающе кидают монетки: надо же человеку отдохнуть! Кстати, об отдыхе: вдоль самой оживленный части расставлены стулья. Не скамейки, а обыкновенные домашние стулья. Люди отдыхают, как у себя в гостиной, наблюдая бурное течение жизни. Аттракционы на Рамбле — один изобретательней другого. Вот «положение во гроб». Так сказать, генеральная репетиция. Хозяйка в черном, с мрачным видом, приличествующим случаю, сидит рядом, поглядывая на часы, чтоб «покойник» не «перележал» положенное время. Полежал — уступи другому. А один «монумент» — как двуликий Янус: с одной стороны — джентльмен, с другой — босяк. В зависимости от точки зрения. Так наглядно явлена двойственность человеческой натуры — куда там Дали до этого самоучки! Еще один умелец-кукловод устраивает лягушачий концерт: лягушка виртуозно исполняет на миниатюрном рояле «Венгерский танец» Брамса. Да с какой экспрессией! Художники в один присест нарисуют вас на фоне пирамид с обязательным присутствием полной луны , очертания которой наводятся с помощью обыкновенной миски. Если вам не нравятся пирамиды, закажите картину на фоне горы Монсеррат.
Но Рамбла не была бы Рамблой, если бы не птичий рынок. Чего там только нет: попугаи всех пород и мастей, голуби, синицы, щеглы и даже: страусы. Как в деревне, кричат петухи, перепутав вечер с утром. В клетках гнездятся котята, щенки, кролики, хомяки, мыши. Ползают змеи, квакают лягушки… Рамбла — гнездо преступности, но полицейские оперативны и руководствуются принципом «сегодня мы его отпустим, а завтра он ограбит кого-то другого. Важны не деньги. Важно намерение. Intention.Если упреступника было намерение вас ограбить, то, что при этом ему ничего ценного не досталось — это уже детали. Мы не хотим, чтоб наши гости говорили, что Барселона — криминальный город!».