Кацусика Хокусай и его утерянная в веках дочь: небольшой экскурс в историю японской живописи

0
3
цунами

Этого весьма эксцентричного пожилого человека вечно будет помнить вся Япония — он был гением, имел множество различных псевдонимов, которыми подписывал свои работы, не гнушался брать у соседей, друзей и приятелей крупные суммы в долг без возврата и за всю жизнь сменил место жительства аж 93 раза. Выглядит весьма впечатляюще, согласитесь? Но вряд ли настолько сильно, как впечатляет и завораживает самая известная картина Хокусай, получившая название Большая волна в Канагаве. И лишь немногие знают, что создавать нетленные шедевры отцу помогала его дочь.

Художница, утерянная в веках

Легендарная японка эксцентричностью и своенравностью ничем не уступала прославленному отцу и обожала целый ряд несвойственных женщинам занятий и интересов — известно, что она очень любила курить трубку и ненавидела всякий домашний труд. Современной истории неизвестно о ней практически ничего, не сохранилась даже точная дата ее рождения — предполагают, что она появилась на свет около 1800 года. Когда Кацусике исполнилось двадцать лет, отец выдал ее замуж за владельца магазина масел Минимазаву Томей, поначалу молодые люди были счастливы в браке и даже совместно изучали изобразительное искусство, но со временем разность характеров и мировоззрений становилась все более и более очевидной, девушка все чаще и чаще нещадно отвергала авторитет своего мужа, что в конечном итоге привело к возвращению ее в отчий дом. Поговаривают, замуж она после этого более никогда не выходила.

Отец и дочь жили вместе, целыми днями рисуя все, что было в те времена популярными творческими сюжетами. Домашними делами никто из них заниматься не желал, и вскоре студия мастера стала похожа на самую настоящую свалку. Один из учеников Хокусая изобразил весь этот беспорядок — горы мусора и курящую трубку Кацусику Ой — именно так звучит известное истории имя художницы — на полотне, что и стало единственным портретом женщины при жизни. Время шло, и через несколько десятков лет старик Хокусай скончался, Ой же отправилась в паломничество по стране, во время которого тоже ушла в мир иной. Найти ее могилу не представляется возможным в виду того, что никому так до сих пор и неизвестно ее настоящее имя — Ой в переводе с японского означает “Подойди сюда!”, исследователи предполагают, что гениальную неизвестную художницу могли звать Ойэй или же Оймэй.

Живописность и красота

Именно так можно охарактеризовать двумя словами работы талантливейшей мастерицы, которая, безусловно, была крайне необычной и интересной женщиной как для своего времени. В то время,как остальные японские художники изображали любую картину, невзирая на сюжет, линейно и ясно, Кацусика Ой активно использовала в своих работах перспективу и светотень. Также путем тщательного анализа не составит проблемы установить, что работы отца и дочери все же отличаются — стиль дочери гораздо более легкий и нежный, чем родительский. Стоит только лишь вспомнить Старого тигра на снегу и Красавицу, любующуюся сакурой — на момент создания этих полотен старику Хокусаю уже было около 80 лет, к тому же, он страдал параличем, что вызывает серьезные сомнения в том, самостоятельно ли он тогда их сотворил. Почему же Ой не отделилась от своего отца и не стала работать отдельно? Это был продуманный коммерческий ход — гораздо проще вкладывать все усилия в старый и известный многим бренд, чем создавать и раскручивать новый.

Работы художницы находятся в прославленных музеях мира —  в Бостонском музее нашла свое пристанище картина Три женщины, которые играют на инструментах, изобрающая куртизанку, горожанку и гейшу во время музицирования. Безусловно, полотно является одной из лучших работ художницы.

Увы, время не щадит никого, и годы стерли из мировой книги истории имя и жизнеописание этой однозначно незаурядной девушки. Но остались картины и богатейшее культурное наследие, которым мы можем любоваться и сегодня.