Экстремальный блокбастер «Ребенок едет за границу»!

0
0

Экстремальный блокбастер «Ребенок едет за границу»!

Когда возня с документами осталась позади, встает проблема «собрать ребенка». Например: сколько денег дать ребенку? На летние программы за границу ездит определенный социальный слой, и ваш ребенок, скорей всего, окажется именно среди себе подобных. Среди них тоже попадаются любители небрежно махать купюрами, но комплексовать не стоит.

На питание денег почти не нужно: обычно детям обеспечивают минимум трехразовое и на выезды дают сухой паек. При скромных запросах (мороженое, жвачка, газировка) нужно не больше двух-трех долларов в день, то есть тридцати-сорока на двухнедельную поездку. Детей возят в парки аттракционов, аквапарки и другие интересные места. В цену поездки обычно включается только доставка до места, билет придется покупать, а он может стоить от 7-8 до 30-40 долларов. Дешевле билеты в музеи и на выставки, которыми иногда интересуются хорошие детки; в некоторые музеи пускают бесплатно, тем более школьников. Добавляем в среднем пятьдесят долларов на билеты в места развлечений (но лучше предварительно узнать, куда дети поедут и сколько стоят входные билеты).

Если ребенок достаточно велик и разумен, чтобы ездить самостоятельно, или языковая школа в состоянии обеспечить взрослого компаньона для не входящих в программу поездок по окрестностям, добавьте денег на билеты (поездка в соседний городишко может обойтись долларов в двадцать). Добавьте $20 на непредвиденные расходы: вдруг пропустит нужный поезд? Надбавка на случайные дурацкие траты полезна даже для взрослых.

Плюс деньги на телефонные карты, если не даете с собой мобильного телефона. Десяти долларов должно хватить на регулярные звонки на протяжении всего срока. В иных странах банки (деньги меняют только там) работают только до обеда. Если ребенку в вечер приезда и первые выходные могут понадобиться деньги, дайте ему небольшую сумму в местной валюте. Напомните, что оставшиеся деньги лучше обменять на доллары или евро, а не тащить на родину полные карманы местных копеек и экзотическую валюту. Сколько давать на покупки – решайте сами. Можете установить границу: ничего дороже, допустим, двадцати долларов, покупать нельзя ни под каким видом. В целом на сувениры семье и друзьям должно хватить $50. Сложив все эти статьи расходов, получаем на две недели «двести плюс» (плюс – по усмотрению). Скажите ребенку, что он вовсе не обязан потратить все до копейки. Деньги обычно сдают руководителю группы, чтобы он выдавал по мере необходимости. Не стоит пришивать карманы к трусам, ребенка могут засмеять.

ОДЕЖДА

Вещи берем из расчета три-четыре комплекта одежды на неделю; при возможности стирки – меньше. При сборах надо прислушиваться к капризам! Ни в коем случае не кладите нелюбимую вещь, особенно если это теплый свитер или дождевик: дитя будет ходить полуголое под дождем. Пусть ребенок сам выберет наряды. Рассеянным детям надо показать, что и куда именно вы кладете, а еще лучше все разложить по пакетам, наклеить полоску бумажного скотча и подписать ярким маркером: «Трусы». «Носки». «Синий костюм». «На дискотеку». Одежду лучше выбирать такую, которую не надо гладить и можно надевать и снимать послойно – идеально сочетание хлопчатобумажного трикотажа со свитерами, куртками и джинсами. Из нарядного нужен только дискотечный наряд. На все вещи, которые вы даете растяпе, хорошо бы нашить метки, а на обуви сделать надписи несмываемым маркером. В пляжных регионах жизненно необходимы солнечные очки, крем от загара и мазь от солнечных ожогов, кепка (шляпка, бандана): солнечный удар – не выдумка воспитателей. Пляжное полотенце. Напомните: мокрые вещи после аквапарка надо достать из сумки и просушить, а то завоняет и покроется плесенью, она не отстирывается, прецедентов много. Хорошо бы еще убедить не бегать мокрым на ветру, сушить голову перед выходом и не брать очки на высокую водяную горку (их ломает на входе в воду). Снять контактные линзы перед нырянием. Не ходить босиком в туалете (положите легкие шлепанцы). Но этого можно не говорить, потому что оно будет глядеть в потолок и думать, как бы поскорее смыться подальше от вашего занудства.

Для походов, спорта, экскурсий – кроссовки. Пластырь для сбитых ног. А также: зонтик (дождевик), иголка, пуговица, нитки основных цветов, булавка, пара пачек бумажных носовых платков, книжка (хорошая – по его мнению), игры (успехом пользуются магнитные шашки, шахматы и т. п.), журналы или сборник сканвордов. Мамы девочек! Обеспечьте их чем надо на критические дни. В иной стране что надо фиг найдешь, приходится искать или просить у окружающих. Всем пригодится туалетная бумага – в основном в пределах родины.

ДЛЯ ДЕЛА

Ручка (лучше несколько) и тетрадь нужны даже в дороге: играть в морской бой или в крестики-нолики. Карманный словарь («в обе стороны» перевода) для уровней ниже upper intermediate. Если ребенок любит гулять сам по себе и общаться с аборигенами, подыщите разговорник, но польза от него невелика. Можно взять фломастеры – к концу обучения в школьниках просыпается желание делать стенгазету. Фото: достаточно примитивной мыльницы. Пленки и батарейки купите на родине, за границей они бывают дороже в четыре-пять раз, искать их некогда. Проверьте, правильно ли ребенок вставляет и вынимает пленку. Пленка лучше на 400 единиц: ее труднее испортить. Двух пленок по 36 кадров на полмесяца даже много. Чем старше ребенок, тем больше его потребность взять с собой плеер и всю фонотеку. Ограничьте его разумным количеством кассет, тем более компакт-дисков. Намекните, что на уроке наушники с головы надо снять. Изредка попадаются дети, которых родители снабжают видеокамерами. Ну что же – ребенок ваш, камера тоже. Вам виднее.

ЛЕКАРСТВА

Удивительно, но факт: когда кто—то простужается за границей, часто никто из окружающих не может помочь даже примитивным лекарством. Самолечение – это плохо, но при насморке, сиплости и головной боли врача обычно не вызывают. В аптечке должны быть: сосательные пастилки с антисептиком или антибактериальный спрей; капли или спрей в нос; обезболивающее и жаропонижающее или порошки «от простуды»; антигистаминные таблетки; средство от поноса; активированный уголь на случай пищевых отравлений. Про каждое из этих лекарств надо подробно написать: когда пить и сколько. В спортивных лагерях или походах пригодится кусок эластичного бинта (при растяжениях) и обезболивающая мазь.

Очкарикам – запасные очки; линзоносцам – все для мытья и хранения линз; хроникам – необходимые лекарства, копию – руководителю группы. Для него вообще стоило бы написать инструкцию про свое дитя, например: «Забывает вещи где попало, принципиально не шнурует ботинки, больная печень, нельзя копченую колбасу, аллергия на апельсины». Таких инструкций у руководителя будет штук двадцать, но про колбасу и апельсины он, скорей всего, запомнит.

СТИРКА

Спросите у представителей отправляющего вас агентства, есть ли место для стирки. В общежитии или гостинице может быть прачечная или просто стиральная машина (удостоверьтесь, что ребенок знает принцип работы агрегата, место для засыпания порошка и Кнопку). Дайте пакетик порошка для автоматических машин. В других случаях лучше дать полкуска хозяйственного мыла. Или много одежды на весь срок пребывания. И не забыть про Пакет Для Грязного.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Можно дать мобильный, но с детьми возникают сложности: они не понимают, что деньги на счете не бесконечны. Родителям они прочирикают два слова, пока, мне некогда. А с подружкой Настей или с любимым мальчиком будут болтать, как привыкли, сорок минут. Другие дети имеют привычку ставить родителей на уши по любому пустяку – те бегут ставить на уши агентства, агентства – школы. В некоторых британских школах детям до 16 вообще запрещено иметь мобильный, и это разумно. За границей звонить в другую страну можно из любого автомата, автоматы есть везде, карточки продаются.

Языковые школы часто предоставляют свободный доступ в интернет. Если хотите получать е-мейлы, заведите ребенку ящик и научите с ним работать. Длинных писем не ждите: дети их писать не любят, с латинской клавиатурой – тем более.

ЕДА

Наши дети часто жалуются на невкусную еду. Жалоб тем больше, чем англоязычнее страна. Осведомитесь у агентств или тех, кто уже ездил, чем кормят. Если понимаете, что ваш ребенок этого есть не будет даже под пытками – дайте побольше денег и посоветуйте, что можно найти в супермаркете, кроме чипсов и бананов. Кстати, в Великобритании, когда обносят всех тарелкой с фруктами, положено брать только одну штуку (наши хапают по десять). Хуже всех за границей вегетарианцам и постящимся – их мало, и в расчет их принимают крайне редко. Для таких лучший выход – шведский стол, о нем узнавайте заранее. При отказе от части продуктов по диетарным или принципиальным соображениям – обязательно обсудите этот вопрос с отправляющим вас агентом.

ОДИННАДЦАТОЕ – БЕСПЛАТНОЕ

На группу детей из 10 человек полагается руководитель, ему предназначается одиннадцатое бесплатное место, иногда еще зарплата и командировочные. Прекрасная возможность для преподавателя языка съездить за границу – но ответственность огромная. Руководитель следит за всеми и по возвращении сдает родителям поштучно. А по ходу программы – контролирует, чтобы дети попали в подходящую по уровню языковую группу, были довольны размещением, питанием, соблюдали ограничения, о которых просили родители, принимали вовремя лекарства. Самое интересное – экскурсии – непоседливый контингент может превратить в кошмар. Некоторые руководители и спустя месяцы не могут избавиться от «рефлекса пересчитывания» детей. Портят им кровь и умники, нестандартно мыслящие дети. Умнику все надо объяснять отдельно, искать индивидуальный подход. Вот со школьниками в Ирландии проводится плановое мероприятие – шопинг. Десятилетний мальчик говорит: «Я с вами в город не поеду, по магазинам не пойду, сувениров покупать не буду. Я не собираюсь инвестировать свои копейки в ирландскую экономику. Она и без моих вложений поднимается как на дрожжах. А украинская разваливается». Что отвечать инвестору – придумайте сами. Может быть, родителям стоит перед поездкой поговорить с ребенком: мол, яркая твоя индивидуальность не потускнеет, если ты не будешь ее демонстрировать по каждому поводу. А если ты такой сильный экономист, посчитай: на каждое твое «не хочу со всеми, хочу один без всех» нужно письменное разрешение родителей, то есть факс, то есть оплата международных звонков – стоит это того?

Родители часто спрашивают: «С кого спросить, если что случилось?». А с кого спрашивать, если группа едет на экскурсию из Лондона в Эдинбург, все зашли в поезд, а один мальчик вдруг заявляет: «А я не поеду!» и остается на платформе один в чужом городе, без языка? Господа! Если ваш ребенок склонен откалывать такие номера – пусть путешествует с вами, пока не избавится от капризов. Если он не понимает, что главное требование в такой поездке – не отделяться от группы, руководитель не может его приковать к себе или бегать за ним одним. За нарушителей дисциплины отвечают сами нарушители и их родители. Старшеклассникам особо надо напомнить: за употребление алкоголя могут выдворить из страны и навсегда занести в «черный список». И визы больше не видать, всю жизнь, а в Европе – во всех странах Шенгена. Еще наши дети любят экспериментировать: поднести спичку или сигарету к детектору дыма и посмотреть, что будет. Те, кому довелось пережить пожарную тревогу в заграничном общежитии или гостинице, знают, что ничего хорошего не будет. Ребенок должен понимать: детектор дыма трогать – нельзя! Курить в комнате – нельзя! Если запрещено курение в других помещениях – там курить нельзя! Иначе можно пережить полномасштабную пожарную эвакуацию с последующими разборками.

КАВЕРЗНЫЕ ДЕТКИ

За несколько лет поездок руководители детских групп собрали коллекции неожиданностей, неприятных ситуаций и способов выходить из них. Если агентство предлагает присоединить ребенка к группе с руководителем, который едет не первый раз – это удачное предложение. Оценить компетенцию руководителя можно на родительском собрании перед выездом. Фирма, организующая поездку, обязательно должна провести его, и прийти на него обязательно же надо.

Учителя и воспитатели зарубежных языковых школ о наших детях говорят разное – и плохое, и хорошее. Из хорошего: сообразительны, легко адаптируются и вписываются в коллектив, многие отлично эрудированы, начитаны, в музеях удивляют экскурсоводов знанием истории и искусства. Из плохого: воруют и хамят. Бывает, что наши дети считают, что не крали ничего: выложены сладости на столик, никто не объяснил, что надо заплатить, не видно – куда положить деньги, вот и взяли. Или в магазине: нет ограждения, загоняющего к кассам, ребенок идет к выходу, переступает невидимую черту и – стоп! – секьюрити хватает за руку. Наши дети матерятся, думая, что никто ничего не понимает. Зря они так думают: всегда понятно, когда человек ругается. Часто на неприветливость наших детей обижается персонал: не считают нужным поздороваться при встрече, улыбнуться, кивнуть. Некоторые неумело орудуют ножом и вилкой – сразу видно, что их этому никто никогда не учил. И им самим неловко. В группе может оказаться несколько человек, которых не волнует, что родители заплатили именно за обучение их языку. Они просыпают и прогуливают уроки, а приходя в класс, вдвоем-втроем дезорганизуют работу группы, демонстративно разговаривая на родном языке, практикуя извечные школьные подлости: обстрел жеваной бумагой, мычание с закрытым ртом, «бзэнннннь!» на вибрирующей линейке. И даже самые приличные дети любят поныть: «Ну давайте не будем учиться! Давайте перенесем уроки на пляж!». Если вы знаете за своим чадом склонность к саботажу, подумайте, стоит ли платить за уроки, которые он будет прогуливать. Если ребенок не умеет ценить родительский труд, которым оплачены его развлечения, выходов три: обойтись без заграницы; ограничиться чисто развлекательной программой; подумать – может, хоть чем-то он все же интересуется, – и подыскать ему подходящий «язык плюс»: футбол, музыка, походы?

СВИНСТВУ – БОЙ!

Дети склонны к свинству. Эта черта и дома достает: незастеленные кровати, неубранная посуда, пятна кетчупа. Исторические наслоения на рабочем месте. Грязные розетки снятых и брошенных колготок, трусов, штанов. Забытые в постели стаканчики из—под йогурта, конфетные бумажки, ореховая скорлупа… В отъезде, где за ребенком не ходит мама, свинство принимает порой катастрофический размах. Вещи превращаются в кучу грязных тряпок, из которой выбирается и надевается наименее грязное. В холлах, где сидели наши малютки, – шкурки, обертки, лужи; то же самое в комнатах. А неумение убирать за собой может обернуться тяжелым позором. Известен случай, когда в летнем лагере три девчонки, разъяренные необходимостью разбирать завалы за соседкой, после десятка последних предупреждений вывесили ее раскиданное грязное белье на веревку на всеобщее обозрение. Виновницу торжества дразнили «вонючкой» до конца пребывания в лагере. Возможно, эту сказку стоит рассказать ребенку на ночь – сразу после извлечения из—под его одеяла плеера, попкорна, грызаного карандаша и грязных носков.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРЕТИНИЗМ

Упустить из виду группу и заблудиться может даже взрослый. Но с детьми это случается чаще и чревато неприятностями. Языковые школы противопоставляют этому свои «профилактические мероприятия» – игры для детей и тренинги для взрослых с картой местности. Дети играют в «поиск сокровищ» с картой «острова», ищут заветный сундук. Взрослым дают схему прилегающих к школе кварталов и велят добраться до пункта назначения. Если вашему ребенку предстоит поездка в большой город, посидите с ним над картой, постарайтесь установить: школа к югу от реки или к северу, по каким улицам надо идти на Оксфорд Стрит или ехать к Эйфелевой башне; где спальные районы, а где деловой центр, театры, музеи; какие высотные сооружения могут служить ориентирами. Начинать всерьез готовить ребенка к самостоятельной поездке за границу надо одновременно с приучением к горшку. В конце концов, все это – обыкновенные навыки самостоятельной жизни среди людей. Чем раньше ребенок этому научится – тем легче ему будет. Впрочем, задуматься не поздно и за месяц перед выездом. Главное – все-таки задуматься.

ПРОБЛЕМЫ, СТРАХИ И ПРОСТО МЫСЛИ ВСЛУХ

Чего может бояться ребенок? Прежде всего, страх — это недостаток информации: ребенок не знает, как ему вести себя в той или иной ситуации. Обычные опасения ребенка, который впервые собирается в турпоездку или летний лагерь, — это страх потеряться, не поладить с незнакомыми взрослыми или детьми, не так, как следует, потратить деньги или заболеть чем-нибудь. На глубинном уровне — это забота о собственной безопасности. Есть еще и отягчающие обстоятельства: если вы отправляете ребенка в лагерь в тот момент, когда в семье появился младенец, умерла бабушка или родители находятся в предразводном состоянии, ребенок может чувствовать, что от него «избавляются», и тогда у него появляется тревога за то, что может случиться без него дома.

Чего могут бояться родители?

У родителей информации о предстоящей поездке больше, но, к сожалению, в основном негативной. Они боятся, что ребенок окажется «не в той компании», потеряет или испортит свои вещи, ему будет грустно без домашней обстановки, его будут подвергать строгим дисциплинарным взысканиям и т. д. Все это не только нормальное беспокойство за жизнь и здоровье ребенка, но и подсознательное желание родителей быть нужными и незаменимыми и самыми лучшими. Иногда родители беспокоятся еще и за то, что ребенку может понравиться быть одному, без их поддержки и опеки. Еще одно опасение взрослых: а чем они, собственно, будут заполнять свое время, если ребенка (и всех привычных забот) не будет рядом?

Как подготовить ребенка?

Заранее узнайте: чем ребенок будет занят в поездке, кто из знакомых взрослых и детей будет рядом, в каких ситуациях ему придется оказаться впервые (например, дорога, таможенный контроль, самостоятельный выбор блюд, посещение музея, покупка сувениров, пакование вещей и т. д.). Тогда вместо белых (или черных) пятен на вашей картине появляются реальные события, которые можно подробно обсудить или даже отрепетировать в игровой форме. Это придает уверенности и вам, и ребенку.

Соберите вещи вместе с ребенком, чтобы он сам мог решать, что он хотел бы надевать и как выглядеть, сколько пар обуви, носков или белья ему может потребоваться.

Очень важно, чтобы он действительно усвоил ваши советы. Наверняка он запомнит вступительную фразу, с которой вы начнете разговор, и то, как вы его завершите. Так устроена память. Расскажите, что вы полностью доверяете ему. Обязательно поговорите с ребенком о том, что хорошего его ждет в этой поездке, настройте его на позитивную волну. Если он отправится в путь в приятном предвкушении, то его главными эмоциями будут любопытство, интерес, удовольствие.

Посоветуйте ему сразу же обзавестись друзьями. С ними ребенок быстрее ощутит желаемый комфорт и защищенность. Главное — напомнить ему, что каждый ребенок в его группе чувствует то же, что и он. Поэтому любой из понравившихся ему детей будет только рад возможности подружиться с ним.

Вы можете представить поездку как возможность стать более самостоятельным и взрослым. Конечно, дети все разные, но есть периоды, когда практически любой из них начинает настаивать на своей независимости (3, 7, 11 лет, не говоря уже о подростковом возрасте). Воспользуйтесь этим и расскажите, сколь многому он сможет научиться за время отъезда, как будет гордиться собой потом.

Позавидуйте его поездке. Ведь мы, взрослые, и правда порой чувствуем себя слишком занятыми, чтобы позволить себе месячный отпуск. Попросите его привезти для вас побольше фотографий. Пусть он чувствует себя везунчиком.


Как сохранить впечатления ?

Предложите ему какой-нибудь способ сохранения впечатлений. Младшим детям могут вести дневник в рисунках. Зарисовывая свои впечатления «для мамы с папой», ребенок будет одновременно развивать свое наглядно-образное мышление, зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания. Лучшего упражнения летом и не придумаешь. А когда потом вы вместе по этим рисункам будете слушать рассказы вашего ребенка, то это еще больше будет способствовать развитию основных психических функций — памяти, речи, мышления. Старшие дети вполне могут вести записи, главное, придумать так, чтобы им не было скучно. Одному можно предложить записывать самое интересное в форме сценария, сериала, детектива (зависит от того, как развернутся события на отдыхе). Другому будет важно изложить какие-то свои эмоциональные впечатления, описать конфликтные ситуации, разобраться в мотивах и найти выход. Кому-то близок жанр путевых заметок, которые потом можно будет дополнить иллюстрациями и выдержками из книг по истории или искусству. В общем, простор для фантазии огромный, главное — чтобы ребенок знал, что вам действительно интересно, что с ним происходит, что он думает и чувствует.

Как справляться с проблемами?

Один из самых важных вопросов для обсуждения с ребенком накануне поездки — его здоровье. Даже самые коммуникабельные дети могут бояться подойти к воспитателю или руководителю с какой-то проблемой. Деликатных вопросов, особенно в новом климате и при употреблении непривычной пищи, как вы понимаете, может возникнуть множество. Поэтому младшим детям нужно настойчиво посоветовать сразу же обратиться к медсестре или к руководителю. При этом хорошо бы напомнить малышу, что он уже попадал в аналогичные ситуации («помнишь, когда у тебя заболел животик в школе…», «помнишь, когда ты проснулся ночью, потому что кашлял…»), чтобы он мог наглядно себе представить, в каких случаях вы советуете ему обращаться за помощью. Такие примеры останутся в эмоциональной памяти ребенка, в отличие от общего «если у тебя что-то заболит». Старшим детям можно дать с собой некоторые простые лекарства. Можно объяснить ребенку, что, например, при порезах необходимо обработать ранку перекисью водорода, чтобы не было заражения. Тогда даже в отсутствие взрослого он сможет сам справиться с такими ситуациями. Или помочь приятелю. И это еще один важный пункт разговора с ребенком. Часто дети, которые привыкли, что за всем следят взрослые, могут не отличить ситуацию, в которой действительно кому-то не ( . Скажите ребенку, что если он увидел своего приятеля или подружку заплаканным или огорченным, то всегда лучше соинтересоваться, не нужно ли чем-то помочь или самому придумать и предложить развлечение. Возможно, другой ребенок просто соскучился по родителям, или его обидели товарищи, или просто у него плохое настроение. Не забудьте упомянуть, что, если его предложение (например, пойти вместе поиграть) не было воспринято с восторгом, это не повод обижаться, а тем более злиться. Дети часто думают, что если они проявили участие в ком-то, то им должны ответить взаимностью. (Даже у взрослых такое эмоциональное заблуждение часто приводит к конфликтам.)

Если ваш ребенок хорошо владеет каким-то навыком, дайте ему возможность научить тех, кто умеет меньше или просто младше по возрасту. Тут важно объяснить, что ничего нет неловкого в том, чтобы спросить кого-то: «Тебе показать, как это делать?», как нет ничего страшного, если в качестве «обучаемого» окажешься ты сам. Только без паники. Необходимо создать ребенку ощущение надежного «тыла», заверить его, что в любой момент он сможет связаться с вами. Для этого можно дать ему с собой мобильный телефон или достаточно денег для междугородних переговоров. В некоторых солидных фирмах есть специально отлаженная система обратной связи, когда за звонки ребенка — например, из-за границы — платят родители.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были записаны все ваши координаты, включая адрес электронной почты. Обговорите также оптимально удобное время для звонков. Как же быть, например, если ребенок звонит из летнего лагеря с какой-то жалобой или обидой? Это сложный вопрос. Не зная ситуации, практически невозможно решить проблему на расстоянии, даже если вы уверены, что ваш ребенок жалуется справедливо. Половину ответа подскажет вам родительское чутье: важно понять, чем вызван звонок — привычкой пожаловаться сильному, который сейчас придет и во всем разберется, или действительным затруднением, для разрешения которого нужен ваш совет. В первом случае просто успокойте ребенка и скажите, что, на ваш взгляд, он вполне способен справиться самостоятельно, что вы ему доверяете и уверены, что ничего несправедливого или умышленно злого он не сделает. Во втором случае попытайтесь напомнить ребенку какую-то аналогичную ситуацию в прошлом, которая была успешно решена. Тогда он будет лучше представлять себе, что ему делать и на какую модель поведения ориентироваться. Не забывайте при этом, что внутренняя логика мышления у детей отличается от взрослой, и поэтому наши представления о том, как надо действовать и как себя вести в различных ситуациях, отличаются от того, как видит мир ребенок. Главное, не перекладывайте на сына или дочь вашу тревожность, он должен уехать с твердой уверенностью, что если он с чем-то и не сможет справиться, у него всегда есть возможности (описанные выше) получить помощь.

Источник: www.travel.ru