Бешенная езда в пробках. Таиланд

0
0

Бешенная езда в пробках. Таиланд

Как ездят в Таиланде? Странный вопрос для многих, даже дикий. Есть международная лицензия, есть, предположим, кредитная карточка или просто от налички карманы лопаются — отчего бы не арендовать авто и не ка-ак рвануть!? Не рванете. Бангкок не тот город. Движение правосторонне, руль справа, машины процентов на 70 — японские. Джипов не так уж много, зато много Ягуаров, Порше, спортивных Мерседесов и вообще непонятно каких марок, но явно не дешевле Жигулей предпоследней модели. Очень любимы небогатыми слоями общества такие пикапчики от Тойоты, Ниссана и т.п. Пикапчики увенчаны оградкой, из труб, туда чего только не натыкивают. Еще в пикапчики вбивается куча народу в неимоверных количествах, торчат только руки, ноги, горящие сигаретки и жизнерадостные улыбки. Бангкок, несмотря на 10 миллионов вроде бы учтенного, уж не говоря про неучтенное, населения, занимает мало места, по сравнению с другими городами такого масштаба. Улицы, даже центральные, сравнительно узкие. Иногда невероятно узкие. Настолько, что местами пешеход не пройдет, если транспорт не даст ему возможности это сделать, даже если пешеход вотрется в стену или ограду. Центра в Бангкоке, в общепринятом понимании, нет. Есть несколько центров и связывающих их кварталов — от комплексов университетов до вилл и трущоб, от кондоминиумов до кустарных мастерских, от просто развалин и руин до промышленных строений. Качество дорог очень хорошее, но они узки, а главные улицы — многие — с односторонним движением. Там и сям — частная собственность, соответственно огороженная и не дающая возможность срезать путь. Если подьехать к нужному зданию не с того боку, то будь ты к нему хоть вплотную — в здание без подрывников не влезешь, а искать вход — значит, огибать чуть не полгорода. Предстоит выезд с улицы, вьезд на главную улицу, проезд до поворота, поворот на эту главную улицу, но в обратном направлении, потом попытка не пролететь мимо нужной улицы. И это только цветочки.

До недавнего азиатского кризиса в Таиланде был бурный экономический подьем, и любой уважающий себя гражданин, счел делом принципа и чести обзавестись авто. Бангкок набит машинами. Главные улицы представляют из себя одну большую пробку, ползущую как улитка. Зеленый-красный свет горят очень долго — минуты 3-5. Тяжелых грузовых машин нет, есть авто, автобусы, ваны, тук-туки (два сиденья на колесиках с крышей, спереди еще одно колесо и движок, к которому приделаны руль и водитель) и орды мотоциклов. Есть платные хайвеи — гигантские бетонные змеи отличного качества перепоясали город вдоль и поперек, на высоте от 3 до 5 этажного дома и выше. Но: до вьезда надо доехать, а потом, соответственно, сьехать — причем физическая близость от места сьезда к цели поездки отнюдь не означает близость фактическую. Трамваев и метро нет. Идею метро похоронили 20 лет тому назад, но есть скайлайн — наземное метро на высоте хайвеев. Движение в Бангкоке — очень серьезная проблема, все иностранцы в один голос утверждают, что такого нет нигде. Борьба за экологию тут как-то не заметна, все больше на Будду полагаются, а потому и смог соответствующий.

Общественный транспорт — автобусы с кондиционерами и без, такси, тук-туки и мотоциклы. Движение транспорта в огромном муравейнике, который представляет из себя тайская столица, безостановочно и хаотично. Даже официальная карта автобусных маршрутов не дает в этом городе стопроцентно верных ориентиров: маршруты регулярно меняются. Туристы передвигаются по Бангкоку на всех разновидностях наземного транспорта. Тем не менее для гостей, которые представляют себе, откуда и куда им надо попасть, привлекательны автобусы — своей дешевизной.

Обычные автобусы, курсирующие по городу, делятся на несколько ценовых категорий, которые можно распознать по окраске машин. Зеленые и голубые берут по $0,1 за поездки на расстояние до 10 километров, красные — по $0,14 за аналогичное путешествие. Поездки свыше 10 километров (например, в международный аэропорт) стоят на тех и на других $0,2. Вместе с обычными, по тем же маршрутам, бегают «специальные» автобусы (с кондиционером): $0,25 — до 10 километров, $0,65 — дальше. В часы пик на тех же маршрутах появляются еще и нелегальные (но не преследуемые властями) перевозчики-индивидуалы на «сонгтау» — пикапах с двумя скамейками в кузове. Они берут всего по $0,08 с пассажира.

Мотоциклисты-таксисты — на каждом углу, и в какой-то непонятной зависимости, они иногда самый дешевый, а иногда самый дорогой вид транспорта. В напряженные часы будней, когда трудящиеся массы усиленно перемещаются с места на место, самый быстрый вид транспорта — общественный, за исключением такси и прочих автомобилей. Они — самый медленный, немногим быстрее ног, да и то не всегда и не везде. Куда быстрее автобусы, тук-туки, и несравнимо быстрее их всех — мотоциклы. Мотоциклы вообще самый быстрый вид транспорта, в любое время суток. Для них пробок не существует. Просачиваясь в любые щели и щелки, они тормозят только на светофорах. На открывшийся зеленый свет несутся первыми.

Тайцы обожают быструю езду и носятся, как сумасшедшие. Езда в Бангкоке, среди пробок и улочек, в которые не всякий наш велосипедист попадет, предварительно не прицеливщись, просто потрясает. В разгар дня свободного пространства впереди более, чем на 100-150 метров, просто не бывает. Но и эти 100 или меньше метров не проезжают, а пролетают, причем все участники движения — автобусы, лимузины, драндулеты непонятного происхождения и назначения. Виртуозность водителей просто не поддается описанию. Надо видеть: отнюдь не маленький «Икарус» (тут их много), с прицепом, летит по центральной улице, по тем 30-40 метрам свободного пространства, что освободились впереди, со скоростью, которую у нас не всякий лихач позволит себе на загородной трассе. С шумом и треском втирается к тротуару, причем прочие участники движения успевают разбежаться, открывает на ходу двери и практически на ходу выплевывает и заглатывает пассажиров, тормозя с трудом и неохотно. Все движение — впритирку. Все участники — в миллиметрах друг от друга, и все живы! На малейший кусок свободного пространства кидаются все, уворачиваясь друг от друга, и буквально раздирают этот свободный кусок на части. Езда за городом или по городу в ночное время — это просто свист почти обгоняемого звука и мелькание кусков пейзажа за окном. И все-таки, самое сильное впечатление оставляет движение на улицах Бангкока, автобусы и мотоциклы. Скорее всего, у тайцев врожденное чувство скорости и дистанции, ничем иным невозможно обьяснить такое понятие как БЕШЕННАЯ ЕЗДА В ПРОБКАХ. От мотоциклов вообще мурашки — пока все стоят, они лавируют между на маскимально возможной скорости, разгоняясь, в малейшем просвете до гоночных рекордов. Причем мотоциклы как вид транспорта занимают очень весомое место, как пассажирский и грузовой. На одном сзади и спереди навьючено столько, сколько на нашей полуторке времен целинных, на другом пассажиры сидят… И при такой езде — крайне малое количество аварий и ДТП. Их много в курортных зонах, типа Паттайи, где много иностранцев, водки, марихуаны.

Почему же все-таки в Бангкоке мало аварий?

Помимо несомненного врожденного таланта к быстрой езде — высокая мораль и культура поведения. Каждый участник движения ожидает адекватной реакции от других, каждый расчитывает не только на себя, но и на других. Никаких привилегий не существует — автобусы разве, и то в основном скорее морально, чем узаконенно. Распоследний драндулет, который у нас осмеливается передвигаться только короткими перебежками, здесь пользуется абсолютно теми же правами, что и навороченный лимо с персональным, в униформе, водителем и очень важной персоной сзади, болтающей по трем сотовым сразу и слепящей глаза своими ролексами и цепями. Лимо ему уступит дорогу, а он — лимо, причем без всякого раздражения или возмущения. На дорогах Таиланда все исключительно равны.


Такси

Наемный транспорт в тайской столице разнообразен. Во-первых, существуют привычные такси. В Бангкоке (единственном из городов Таиланда) есть даже такси со счетчиками. Такси двух видов: TAXI – без счетчика и TAXI-METER – с оплатой по счетчику (стоимость проезда – от 50 до 300 батов ($1-$7) в зависимости от расстояния. На счетчиках — по $1,4 за посадку и затем по $0,08 за 250 метров пробега); в TAXI принято торговаться. Также есть трехколесные такси «Тук-Тук» – от 30 до 150 батов ($0,7-$3,7).

Если вас устраивает сервис, можете дать 10% чаевых от суммы или оставить сдачу.

Имеется также большой выбор аппаратов, с водителями которых о цене проезда следует договариваться заранее (для иностранца-новичка это автоматически означает переплачивать, но общий уровень цен в Таиланде таков, что европейцы редко жалуются на обсчет). Поторговавшись, в Бангкоке можно сесть на такси без счетчика, самлор (трехколесную велосипедную повозку) или тук-тук (то же самое с немилосердно чадящим мотором). В переговорах с хозяевами этих устройств единственное, на что можно ориентироваться, — это советы более опытных друзей, или на сумму, которую вы сами заплатили в прошлый раз за проезд по тому же маршруту на такси со счетчиком. Длинные поездки на человеческой тяге (самлор) часто обходятся дороже, чем на такси.

Ж/Д


Железные дороги, идущие из Бангкока в северные, восточные и юго-западные провинции, тоже могут служить местным транспортом. Скажем, до международного аэропорта на поезде можно добраться всего за $0,2. Между Бангкоком и Сингапуром ходит «Восточный экспресс»; самый дорогой билет стоит около $1000.

Водный транспорт

Бангкок пересекает множество каналов, которые служат столичным жителям так же и транспортными магистралями. Вверх и вниз по реке Чао-Прайя ходят регулярные водные трамвайчики. В часы пик они удобнее и быстрее, чем наземный транспорт. В зависимости от продолжительности плавания оно обойдется в $0,15-$0,3.